Капитан «стаинского» «Динамо»
Аркадий Багаев

Защитник Аркадий Багаев никогда не завоевывал чемпионских титулов, не призывался в сборные. И все-таки одно звание у него было – капитан «стаинского» минского «Динамо». Этим сказано все...

Багаев.jpg

Досье

Аркадий Васильевич Багаев. Родился 27.08.52 в Новосибирске. Воспитанник новосибирского хоккея. Защитник. Играл в командах «Сибирь» (Новосибирск, СССР), «Динамо» (Минск, СССР). В минском «Динамо» в чемпионатах СССР провел пять сезонов и забросил 45 шайб. Капитан минского «Динамо». Работал в ДЮСШ «Сибирь» (Новосибирск). Входил в тренерский штаб новосибирской «Сибири».

Как вы оказались в Минске?

- История вообще-то простая. Меня пригласил Виталий Иванович Стаин, к тому времени уже год проработавший с минским «Динамо» и успевший вывести его в первую лигу. С ним мы были знакомы еще по Новосибирску.

«Сибирь» тогда была одним из лидеров первой лиги, а вы вдруг соглашаетесь на переход в незнакомую команду, к тому же дебютирующую в той же лиге...

- Совсем незнакомой я ее не считал. В Минске играли бывшие новосибирцы Толкачев, Кривоносов, знал я и челябинцев Косарева, Семенова, других ребят. К тому же уже год в «Динамо» отыграл Валерий Студенков. Кстати, его и моя жена – родные сестры. Вот чтобы поддержать Валеру я и приехал!

Когда вы пришли в «Динамо», капитаном команды был Николай Костин. Через год он завершил выступления и с буквой «К» на свитере на лед начали выходить вы. Выбрали или назначили?

- Выбирали. Определение капитана происходило обычно накануне старта. Когда ребята избрали меня, это стало полнейшей неожиданностью. Ведь в команде-то я был всего второй сезон...

Отбор новичков в межсезонье велся только по игровым качествам?

- Нет, немалую роль играли и человеческие. Если хоккеист неплохо проявлял себя на ледовой площадке, но его морально-волевые качества оставляли желать лучшего, он вряд ли бы оказался в составе тогдашнего минского «Динамо».

Имело ли значение мнение капитана?

- Окончательное слово всегда было за тренером. И это правильно. Иначе, что это за наставник, которым управляют игроки. У нас был тренерский совет, в который входили пять-шесть опытных хоккеистов, и все возникающие вопросы мы решали сообща.

Минское «Динамо» было тогда фарм-клубом московского. Вас не приглашали в столицу?

- Вообще-то нет. Правда, однажды московское «Динамо» отправлялось в турне по Канаде, полный состав в связи с занятостью в различных сборных было не собрать. Из Минска на подмогу прибыли Сергей Косых, Анатолий Беляев и я. Это было своего рода поощрением. Кстати, в том турне столичные хоккеисты усилились не только минчанами. Вместе с нами ездили Александр Скворцов из Горького и вратарь Владимир Мышкин, выступавший тогда за «Крылышки».

А что за история приключилась с Косых после возвращения из заокеанского турне?

- Неплохой был защитник из Подмосковья, правда, как тогда говорили, с режимом ладил не всегда. И разговаривали с ним, и предупреждали, и наказывали... Ничего не помогало... Отчислили...

За счет чего «Динамо» удалось победить в первой лиге?

- Когда в Минск приехал Стаин, практически полностью пересмотрели отношение к хоккею в республике. Были созданы неплохие условия. Это и база, и армия, а, следовательно, звания, ставки... Удалось подтянуть дисциплину, совсем другим стал моральный климат в коллективе. Перед началом каждого сезона проводили встречи с работниками различных предприятий, журналистами...

Pr-77-78-Kujbysz-D-0.JPG

Не рановато ли вышли в высшую лигу? Может, стоило еще год-два «пообтереться» в первой?

- Я считаю, что если команда способна занять первое место, этого надо добиваться. А искусственно сдерживать ни к чему. Да и Стаин всегда ставил перед нами максимальные задачи.

Могло ли «Динамо» закрепиться тогда среди сильнейших команд страны?

- В годы всесоюзных чемпионатов не так-то просто было удержаться в высшей лиге. Уровень тогда был намного выше. С первой попытки зацепиться за элиту удалось только киевлянам и рижанам. Остальные больше сезона-двух не задерживались: «Сибирь», «Кристалл», «Салават», минское «Динамо»... К тому же играть в высшей лиге тем же составом, что и в первой, крайне тяжело. Пригласить же кого-то со стороны тогда было делом непростым.

После ухода Стаина вы еще год отыграли в «Динамо», а затем возвратились в Новосибирск. Почему?

- В родной город я был вынужден вернуться по семейным обстоятельствам. Кстати, еще в августе, накануне чемпионата, я честно признался, что грядущий сезон станет для меня последним в «Динамо».

Вернувшись домой, вновь оказались в «Сибири»?

- Да. Команду тогда опять возглавил возвратившийся из Минска Стаин. Из белорусской столицы также вернулись Валерий Студенков и Владимир Меленчук. Мы снова получили право играть в высшей лиге и опять не удержались... Как известно, благополучные выступления команды во многом зависят от материальных условий. Иными словами, от наличия денег. А в Новосибирске их тогда не было, да и условия были далеки от идеальных...

И в «Динамо», и в «Сибири» вы выходили на площадку под шестым номером. Эта цифра для вас с чем-то связана?

- Дело случая. Просто майка с эти номером оказалась свободной и в «Динамо», и в «Сибири». Кстати, в том же Новосибирске я играл и под другими номерами. А вообще, честно говоря, для меня не имел особого значения номер на спине. Тут дело в привычке.

Долго еще играли в «Сибири»?

- После Минска провел в Новосибирске три сезона, а затем в 33 года повесил коньки на гвоздь.

Не рановато?

- Конечно, мог еще поиграть если бы не травмы. У меня были повреждены оба локтевых сустава. Со штангой толком поработать не мог. А тут еще одна травма локтя...

И что потом?

- Пришел в школу «Сибири», набрал пацанов в группу начальной подготовки. Отработал с ними четыре года, после чего предложили возвратиться в «Сибирь» в качестве одного из тренеров.

Что для вас значит минское «Динамо»?

- В этой команде я играл с 25 до 30 лет. Считайте, лучшие хоккейные годы я провел в Минске. Этим, думаю, сказано все.

Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию