Отыграл в составе «Динамо» чертову дюжину лет
Дмитрий Ерастов

Чертову дюжину лет в составе минского «Динамо» выходил на лед защитник Дмитрий Ерастов. Действовал надежно, был любимцем публики, капитаном команды, немало забрасывал... Но хоккейная судьба сложилась так, что после Минска ему пришлось сменить несколько клубов разных стран...

Ерастов 3.jpg

Досье

Дмитрий Анатольевич Ерастов. Родился 18.04.60 в Горьком. Воспитанник горьковского хоккея. Защитник. Играл в командах «Динамо» (Минск, СССР), «Динамо» (Москва, СССР), «Баник» (Соколов, Чехословакия), «Торпедо» (Нижний Новгород, Россия), «Нефтехимик» (Нижнекамск, Россия), «Црвена Звезда» (Белград, Югославия), «Прогресс» (Большое Мурашкино, Россия, КФК). Чемпион мира (U-20) 1980. Победитель турнира «Приз «Ленинградской правды» 1980. Чемпион Югославии 1996. Обладатель Кубка Югославии 1996. Бронзовый призер Балканской лиги 1996. Капитан минского «Динамо». В минском «Динамо» в чемпионатах СССР провел тринадцать сезонов и забросил 71 шайбу.

Вы провели в Минске тринадцать сезонов, но немногие любители хоккея знают, что путь ваш начался не в Беларуси...

- Я коренной нижегородец. Азы хоккея постигал в автозаводской ДЮСШ у Геннадия Крутова, серебряного призера чемпионата СССР 1961. После окончания спортинтерната в 1976-м понял: в «Торпедо» мне не пробиться. В то время в Минске всерьез взялись за хоккей: была организована школа «Юность», в которую приглашали тренеров и ребят со всей страны. Обещали помочь при поступлении в институт. Позвали и меня. Согласился, поиграл полгода за юниоров и оказался в «Динамо», выступавшем тогда в первой лиге. 

В юности у вас были успехи?

- В двадцать лет примерил золотую медаль молодежного чемпионата мира в составе сборной СССР. Большинство защитников представляло в сборной клубы высшей лиги и, по сути, не имело большой практики: там и без них было кому играть. Поэтому ведущей считалась наша пара с казанцем Валерием Михайловым.

Наверняка на том турнире играли и будущие звезды...

- Мы с Михайловым выходили на лед в первой пятерке вместе с Владимиром Крутовым и Игорем Ларионовым... А соперниками были финны Курри, Руотсалайнен, шведы Лооб, Стеен, Патрик Сундстрем...

Дебют в «Динамо» помните?

- В 18 лет я уже был игроком основного состава. А первую официальную игру провел в 1978 году, когда динамовцы встречались с казанским СК имени Урицкого. Меня выпустили в паре с Анатолием Зверевым. В том матче так «напорол», что мы едва не проиграли...

Ерастов 1.jpg

Кто для вас был лучшим партнером?

- За годы, проведенные в «Динамо», довелось выходить на площадку со многими, но наилучшее взаимопонимание было с Аркадием Багаевым. Он достаточно опытный хоккеист, прошел хорошую школу в Новосибирске. Я у него многому научился.

А лучшим другом?

- Миша Захаров и Андрей Таболин.

Осенью 1980-го «Динамо» дебютировало в высшей лиге...

- Почему не удержались? Подготовка наших игроков не соответствовала требованиям элиты, а разница между лигами тогда была существенной. Первая победа пришла к минчанам лишь в восемнадцатой игре, в поединке с «Салаватом Юлаевым». Уфимцы тогда вместе с нами поднялись в «вышку», и уровень наш был примерно одинаков. Мы с ними удачно посражались и победили – 2:0. Причем забрасывали только защитники: одна из шайб была моей, другую записал на свой счет Багаев. Однако другие встречи были намного тяжелее.

Вновь в высшей лиге минчане появились лишь семь лет спустя. Можете сравнить «Динамо» 80/81 и «Динамо» 88/89?

- Предпочтение отдаю последнему. В 1988-м ребята подошли к высшей лиге уже более подготовленными. Мышление, техника, понимание игры у них были на порядок выше. Да и уверенности в своих силах стало побольше. Многие клубы переживали смену поколений, немного подравнялся и класс команд. Нам, дебютантам, это давало дополнительные стимулы. Игралось уже полегче, чем в восьмидесятом.  

На следующий год «Динамо» добилось наивысшего достижения в клубной истории, войдя в десятку лучших. Но на втором этапе команда выглядела невыразительно...

- Этот успех пришел прежде всего за счет работоспособности. Крикунов, когда возглавил «Динамо», в перспективе планировал выход в высшую лигу. И за короткий срок ему удалось очень сильно подтянуть «физику». Привыкнув к нагрузкам, мы усердно работали на тренировках, а в физическом отношении выглядели на уровне самых именитых клубов. Это и помогло нам решить поставленную задачу и забраться так высоко. Но на второй этап сил уже не хватило. Мы полностью выложились, когда вели тяжелейшую борьбу за попадание в заветную десятку. Может быть, кое-кто и расслабился... Насколько я помню, настрой на те игры был серьезный, но на площадке получалось далеко не все, и непонятный спад мы так и не преодолели.

Как вы стали капитаном?

Ерастов 2.jpg

- После того, как Анатолий Варивончик повесил коньки на гвоздь, сами ребята предложили мне капитанскую повязку.

В «Динамо» вы играли под руководством Стаина, Очнева, Косарева и Крикунова. Что можете сказать о каждом из них?

- Стаин был одновременно и хорошим теоретиком, и практиком. Кроме того, он выделялся организаторскими способностями и прекрасно разбирался в хоккее. Очнев – человек со стороны, и я его так до конца и не понял. По-моему, он чистый теоретик. Косарев прошел хорошую школу, затем закончил ВШТ. Он пытался что-то сделать, но не хватало опыта работы. Крикунов выделялся среди многих и как организатор, и как тренер. Видимо, сказывалось его общение с Тихоновым. Крикунов каждый год прогрессировал как наставник. На мой взгляд, под его руководством команда здорово прибавила.

Другие клубы вами интересовались?

- По возвращении из «молодежки» меня пригласили в московское «Динамо», а затем включили и во вторую сборную СССР, которая стала победителем международного турнира на приз «Ленинградской правды». Впрочем, в Москве я долго не задержался, провел лишь один матч за динамовцев и вынужден был вернуться.

Почему?

- Я тренировался с такими «зубрами», как Первухин, Васильев, Билялетдинов... Чувствовал себя все уверенней, и на будущий сезон меня планировали ввести в основной состав. Прошел всю предсезонку, был с командой в зарубежных поездках, но случилось непредвиденное. Динамовцы проводили спарринг с ЦСКА. За армейцев в тот день играл горьковчанин Александр Скворцов, который из-за травмы не смог поехать в турне со сборной. В одном из эпизодов я пошел на столкновение с ним, но он – мастер и в последний момент сумел увернуться. А я на всей скорости врезался в борт и сломал ребро. Ждать моего выздоровления в «Динамо» не стали, пригласив Виктора Глушенкова и Евгения Попихина. Я понял, что дни мои в команде сочтены и вернулся в Минск, хотя никто меня из Москвы не отчислял. В Ригу звал Юрзинов, в «Спартак» – Кулагин. Кормаков и Карпов предлагали вернуться в родное «Торпедо». Однако я был связан с «Динамо» офицерскими погонами...

И все же в конце концов «Динамо» вы оставили...

- Покинул Минск в тридцать лет, подписав контракт с чешским клубом «Баник» (Соколов), игравшим в первой лиге. Особенно удачным оказался второй сезон в Чехии, когда мы впервые финишировали четвертыми, а я стал самым результативным защитником лиги по системе «гол + пас». Одна газета определяла лучшего спортсмена года Западной Чехии. Неожиданно это звание и поощрительная путевка в Италию достались мне.

Из «Баника» вы тоже ушли...

- Покинул Чехию по семейным обстоятельствам: развелся с женой, которая вместе с дочкой получили чешское гражданство, и приехал к родителям в Нижний. Почти полтора месяца не играл, а затем пригласили помочь «Торпедо». Когда мы вылетели из плей-офф, подоспело приглашение из Нижнекамска – помочь «Нефтехимику». Но вышло так, что задержался там на год. Когда вернулся в Нижний, там уже создавали новую команду и в моих услугах не нуждались. Решил «завязать» с хоккеем. Устроился на работу, был помощником директора механического завода...

А как вас занесло в Югославию?

- Позвонил мой первый тренер по минскому «Динамо» Виталий Стаин и предложил контракт с «Црвеной Звездой». Я рискнул еще раз испытать судьбу. Может, это было ошибкой... На льду я чувствовал себя неплохо, играл уверенно, много забрасывал. «Црвена Звезда» стала чемпионом и обладателем Кубка Югославии, бронзовым призером Балканской лиги. Но спустя год югославы вдруг решили обойтись без легионеров... Так я остался у разбитого корыта: без хоккея, без работы...

Как выходили из такой ситуации?

- Выручил один из руководителей фирмы, реализующей в Нижнем хоккейный инвентарь. Он предложил мне работу. А ближе к зиме пригласил в «Прогресс» (Большое Мурашкино), выступающий на первенство области. Думал, что поиграю в свое удовольствие, но, увидев, как бьются ребята, понял, что здесь нужно быть начеку. Я ведь обязан поддерживать свое реноме, быть лидером. Возглавляет «Прогресс» известный тренер Валерий Комраков, ранее работавший с «Торпедо». Так что жизнь вроде обустроилась: играю в хоккей и занимаюсь мелким бизнесом.

Самый памятный сезон?

- Последний в Минске. И игра шла, и я получал от нее удовольствие. В том же году ездил в Америку в составе киевского «Сокола», узнал, что такое заокеанский хоккей.

Что можете сказать о годах, проведенных в Минске?

- С этим городом у меня связано много приятных воспоминаний: и друзей здесь приобрел, и все что мог отдал белорусскому хоккею. Почти вся моя хоккейная жизнь прошла именно в Минске. К этому, пожалуй, и добавить нечего.

Считаете ли свою карьеру удачной?

- Нет, не считаю. Потому, что закончил не там, где начинал – не в Минске и не в Нижнем, а в какой-то Югославии. После ухода из большого хоккея я оказался, по сути, никем, но это меня не пугает. Определенные трудности, связанные с семейными обстоятельствами, я преодолел, пересмотрел кое-какие жизненные принципы и в общем-то не сломался, не спился... И никогда себе этого не позволю...

Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию