«Отец-основатель» отечественного клуба бомбардиров
Виталий Валуй

Виталий Валуй_Прессбол 2.jpg

Досье. Родился 17 апреля 1974. Воспитанник новополоцкого хоккея (первый тренер – В. Голубев). Нападающий. Выступал за новополоцкие «Химик», «Полимир» и «Химик»-СКА, минский «Тивали» (1995-96), новокузнецкий «Металлург», подольский «Витязь», екатеринбургское «Динамо-Энергию», тюменский «Газовик», ХК «Гомель», минское «Динамо» (2005-07), минскую «Юность», жлобинский «Металлург», киевский «Беркут».

Серебряный призер Континентального кубка (2004). Бронзовый призер чемпионата России (2000). Серебряный (2003, 2004) и бронзовый (1996,1997) призер чемпионата ВЕХЛ. Чемпион Беларуси (1996,1997, 2003, 2007, 2009, 2010). Серебряный (1995) и бронзовый (1993, 1994, 2001, 2004) призер чемпионата Беларуси. Обладатель Кубка Беларуси (2003, 2004, 2005).


Интервью газете «Прессбол» (№1940, 02.03.2006):

Четырнадцатый суверенный белорусский сезон назвал-таки имя снайпера, который первым преодолел отметку в 100 шайб, заброшенных в чемпионатах страны. Им 24 февраля стал минский динамовец, воспитанник новополоцкого хоккея Виталий Валуй. Юбилейным оказался первый из двух его голов в ворота могилевского «Химволокна». Напомним, что аналогичное достижение в ушедшем в историю ВЕХЛовском турнире на счету Романа Романенко, ныне выступающего за «Витебск». Сегодня на страницах «Прессбола» открывается символический Клуб Виталия Валуя.

Виталий Валуй_Прессбол 3.jpg

Перед матчем с могилевчанами был в курсе, что находишься на пороге первой сотни?

- О приближении к знаменательному рубежу узнал еще 22 января в родном Новополоцке, из программки к поединку «Химик»-СКА – «Динамо». Тогда у меня было 95 точных выстрелов, и с того момента начал следить за своей статистикой.

Значит, тебе не случайно поручили исполнять буллит во встрече с «Юностью» 5 февраля...

- Любомир Покович и словом не обмолвился о грядущем юбилее, просто отправил меня на дуэль со Степаном Горячевских. Жаль, но перехитрить вратаря «Юности» не удалось.

Виталий Валуй_Прессбол 7.jpg

Чужие ворота были неприступными для тебя еще на протяжении трех матчей...

- Старался не зацикливаться на том, что до сотого гола остался один шаг. Тренеры и партнеры также не прессинговали меня по этому поводу. Хотя знали о приближающемся событии и очень его ждали. После того, как оно случилось, Костя Богдановский достал шайбу из ворот и презентовал мне ее на память. А когда я прикатил на скамейку, услышал поздравления и от Любомира Поковича.

Какие ощущения от того, что попал в историю? Ведь твоим именем будет назван теперь новый клуб снайперов...

- Честно говоря, только сейчас узнал, что первым разменял сотню. Приятно, конечно. Но эйфории никакой не испытываю. Чтобы считаться выдающимся голеадором, этот рубеж давно уже следовало преодолеть. Был уверен, что до меня это успели многие.

Вспомнишь, как свершилось юбилейное взятие ворот?

- Шла атака с ходу. Получив пас от Кости Богдановского, я пролез между двумя защитниками и с неудобной руки отправил шайбу под перекладину. Вот и все.

Виталий Валуй_Прессбол 6.jpg

Из всех белорусских арен лишь Дворец спорта в Бресте не был свидетелем твоих голов...

- Ничем особым этот стадион от других не отличается. Думаю, дело в другом. Заметил, что встречи с тамошней дружиной, кто бы ни стоял у ее руля и за какой бы клуб я ни выступал, складываются для меня очень тяжело. И дома, и в гостях. Наверное, просто неудобный соперник.

Чаще всего ты отличался в родном Новополоцке. Причем нередко уже в качестве форварда гостей...

- На родине хочется выступить как можно лучше. Ведь на трибунах собираются родственники, друзья. Что касается неловкости перед бывшими партнерами, то тех, с кем когда-то вместе играл в «Полимире», в нынешнем «Химике»-СКА практически не осталось. Так что забиваю с легким сердцем.

Помнишь первый визит в Новополоцк в составе другого клуба?

- Конечно. Вместе с «Гомелем» в январе 2003-го. Причем я забросил тогда дважды.

Болельщики не обиделись?

- В свой адрес ничего плохого не услышал. А если говорить о реакции зрителей, то, на мой взгляд, наиболее агрессивная публика в Могилеве. Причем, судя по злобным репликам, доносящимся с трибун, их авторы, как правило, не особенно разбираются в хоккее. То ли дело гомельская торсида! Даже перейдя в «Динамо», чувствовал к себе доброжелательное отношение.

В Новополоцк часто наведываешься?

- Как только выдаются выходные, вместе с женой и дочкой садимся в машину – и в путь. Мы ведь с супругой из одного города. В нем живут наши родители, купил там себе квартиру и я. Мой дом – Новополоцк.

Помнишь первые шаги в хоккее?

- В семь лет уговорил маму привести меня в ДЮСШ. Начал заниматься у Владимира Григорьевича Голубева. А в пятом классе попал в спортивный класс. Нас там было восемнадцать человек. Но лишь я один играю до сих пор. Хотя не скажу, что являлся наиболее способным среди сверстников. Из однокашников чаще всего общаюсь с Витей Хмельницким (он в свое время пробовался в «Тивали») и Олегом Вольвачевым, нашим вратарем.

Виталий Валуй.jpg

Знаю, что подростком ты побывал в школе московского «Динамо»...

- В восьмом классе меня свозил туда на стажировку первый тренер Владимир Голубев. В принципе смотрины завершились успешно, и динамовские наставники пригласили меня продолжить обучение у них. Но длительная разлука с домом показалась слишком тяжелой, и я не решился осесть в огромном городе. Хотя родители не возражали. Решающую же роль в становлении карьеры сыграл Юрий Михайлович Перегудов. Он умел хорошо работать с молодежью и дал путевку в большой хоккей таким известным ныне моим одногодкам, как Андрей Мезин, Олег Белкин, Константин Татаринцев. Я же начинал в новополоцком «Химике» в одном звене с воспитанниками минской «Юности» Виталием Козелем и Дмитрием Губарем. Талантливые были ребята. Но с тех пор, как уехали в Америку, следы их затерялись.

Когда флагманом белорусского хоккея еще оставался столичный «Тивали», ты ненадолго перебрался в дружину Игоря Макаеда...

- Это был уже не тот «Тивали». МХЛ доживала последние месяцы, и меня очень тяготило пребывание в хиреющем клубе. Конфликт моего партнера Алексея Монахова с наставником минчан Андреем Сидоренко пришелся как нельзя кстати. Я вступился за приятеля и был отчислен за компанию. А весной вместе с «Полимиром» отобрал у столицы звание чемпиона Беларуси. Но настоящую школу я прошел в новокузнецком «Металлурге» у известного наставника Сергея Николаева.

Как ты оказался в «Кузне»?

- Летом 1997-го мне, Лехе Страхову, Сергею Витеру, Славе Соколу, Толику Володкевичу пришло приглашение в тренировочный лагерь омского «Авангарда». Но в нем закрепиться никто из нас не смог. Зато проявили интерес селекционеры из Новокузнецка и Хабаровска. Страхов с Витером отправились в «Амур», а я в «Металлург». Его вскоре и возглавил Сергей Николаев. За три сезона из команды, которая в первый год боролась за сохранение места в суперлиге, он создал коллектив, завоевавший бронзовые медали. Правда, на пьедестал мы взошли уже без Николаева. Накануне плей-офф руководство неожиданно рассталось с рулевым. Причем игроки никаких объяснений не услышали. Неудивительно, что в межсезонье весь бронзовый состав разбежался. Не было смысла оставаться там и мне: «Кузню» принял хорошо знакомый мне по «Тивали» Андрей Сидоренко.

Но ведь Николаев славится не менее крутым нравом...

- Очень жесткий, требовательный. Может, с выражениями иногда и перебарщивал. Но, на мой взгляд, тренер таким и должен быть. Главное, чтобы высококлассным специалистом был. А уж этого у него не отнять. Думаю, со мной согласятся все, кому довелось трудиться под его началом.

Виталий Валуй_Прессбол 4.jpg

После ухода из Новокузнецка твоя легионерская карьера, по большому счету, не заладилась...

- В подольском «Витязе» мне не понравилось, и я уехал оттуда в начале чемпионата. Екатеринбургский клуб «Динамо-Энергия» никому в городе был не нужен. Матчи проводили на тренировочной базе в Курганово, почти без зрителей. Из дома уходил рано утром, возвращался затемно. В общем, не дотерпел до конца сезона. Тюменский «Газовик» покинул уже после первой дозаявки – в восьми матчах забросил всего один гол. Поэтому приглашение «Гомеля» принял с удовольствием. На родине чувствую себя гораздо лучше. Тем более что и уровень нашего чемпионата сейчас вполне приличный. В России, где бы ни играл, жутко тянуло домой, скучал по друзьям и родным. Хорошо, хоть жена всегда была рядом.

Как считаешь, насколько тебе удалось раскрыться? И возможно ли прогрессировать в возрасте 32 лет?

- Совершенствоваться можно, да и нужно всегда. Я же реализовал не более 60 процентов своего потенциала. К сожалению, не могу считать себя истинным профессионалом. Наверное, после ухода из Новокузнецка нужно было постараться зацепиться за суперлигу. Но не хватило настойчивости, терпения, готовности многим пожертвовать. Однако я ничуть не жалею о том, как сложилась карьера. Я до сих пор не устал от хоккея и получаю от игры удовольствие.

Регистрация

Динамо-Минск
У вас уже есть аккаунт? Войти
Авторизация
Восстановление пароля
Впервые на нашем сайте?Пройти регистрацию