Преемственность поколений – штука тонкая и сложная, но необходимая. В числе тех, кто «отвечает» за нее в динамовской структуре – тренер «Динамо-Молодечно» Алексей Гиро. Задача фарм-клуба – подготовка игроков в основную команду. И сейчас за эту подготовку в том числе отвечает тот, кто непосредственно был причастен к «золотым» временам «Динамо»…
Досье
Алексей Васильевич Гиро. Родился 25.02.67 в Минске. Воспитанник минской «Юности». Защитник. Играл в командах «Динамо» (Минск, СССР), «Прогресс-ШВСМ» (Гродно, СССР), «Неман» (Гродно, СССР), «Металлург» (Новокузнецк, Россия), «Белсталь» (Жлобин, Беларусь), «Юность» (Минск, Беларусь), «Тимлайн» (Минск, КФК), «Столица» (Минск, КФК), «Строитель» (Минск, КФК), «Микст» (Минск, КФК). Чемпион Спартакиады народов СССР 1982. В чемпионатах СССР в минском «Динамо» провел семь сезонов и забросил 11 шайб. В чемпионатах Беларуси – 8 игр, 1 (1+0), 16 минут штрафа. Работал в СДЮШОР (Минск), тренер «Динамо-Молодечно».
Где началась ваша хоккейная карьера?
- Стал заниматься хоккеем со второго класса. Тренировался в школе «Юность», которая тогда располагалась в Парке имени Горького. Собственно эту школу и окончил.
И кто, так сказать, был «одноклассником»?
- Из известных… Александр Гальченюк, Дмитрий Медведев. Сейчас он, к слову, работает в Таллине с командой «Викинги».
Где оказались после окончания школы?
- В 16 лет меня пригласили в «Динамо-Минск». Сперва прошел с ними предсезонку, а когда исполнилось 17 официально уже взяли на ставку.
А как получилось, что оказались в «Динамо»?
- В Беларуси это был единственный клуб, который играл в хоккей. Раньше назывался «Торпедо», но позже переделали в «Динамо». В Новополоцке еще базировалась школа, в Минске – СДЮШОР. Поэтому после окончания «Юности» было только два пути: либо в «Динамо», либо куда-нибудь в СССР. Других вариантов не существовало. Обычно уезжали более-менее перспективные, остальные – в «Динамо». В среднем получалось, что в клубе оказывались где-то человек пять.
С кем выступали в команде?
- При Владимире Крикунове через «Динамо» прошли все хоккеисты 1968-1970 гг. Играл в одной команде с Алексеем Скабелкой, Александром Андриевским, Олегом Хмылем, Владимиром Копатем, Андреем Рассолько, Алексеем Щеблановым, Олегом Антоненко, Олегом Романовым, Владимиром и Александром Цыплаковым…
Кто был вашим партнером?
- Я – защитник. Играл с Эдиком Дьяконовым, с Дмитрием Ерастовым – он у нас тогда в лидерах ходил. А заканчивал уже с паре Александром Алексеевым.
А расскажите про тренировки? Чем они отличались от тех, которые сейчас проводятся?
- Нагрузки тогда были жестче. Тренировал нас Крикунов. А про него и сейчас легенды ходят – баллоны… Два раза в неделю на предсезонке они точно у нас были. Со штангой занимались, бегали на различные дистанции – большие нагрузки. Задача – пройти летом предсезонку и тогда, можно сказать уверенно, ты в команде.
Поведайте еще какую-нибудь легенду…
- Да в то время в высшей лиге только говорили о «Динамо», что они с баллонами. И когда я приехал на предсезонку в СКА (Ленинград), а тренером там тогда был Геннадий Цыганков, позвали, значит, меня и говорят, что будут баллоны. Но оказалось, это были не такие баллоны, как у нас. В «Динамо» – огромные колеса, а тут вынесли колеса 15-го размера от «Жигулей» и положили туда блин на 15 кг – таскайте, ребята!
Какие воспоминания, эмоции от периода выступления за «Динамо»?
- Тогда было совсем другое отношение к хоккею. Мы не считали деньги. Нам было интересно играть в хоккей, а не материальные блага – мы любили эту игру.
И все же, сколько, если не секрет, получали?
- По-моему, первая ставка у меня была 120 рублей.
И куда ее потратили?
- С родителями поделил, наверное.
Проблем с экипировкой не возникало?
- Первое время, да. Были у нас такие пластмассовые коньки «Сальва». Игровой формы как таковой практически не было. Если приходил кто-то новый, брал то, что уже есть. Где-то подшивали перчатки, щитки – иголкой мы хорошо умели пользоваться. Форма стала позже появляться, когда ее стали закупать.
Кто в то время был лидером в «Динамо»?
- У нас была хорошая команда. Замечательная тройка Занковец – Цыплаков – Расолько, ну и я с Алексеевым в защите. Все работяги и технари. Это была любимая работа, все ей полностью отдавались.
А как проводили свободное время?
- В принципе, не было его. Мы практически всегда были на базе в Раубичах. Жили там, отпускали нас только на выходные.
Чем занимались на базе, кроме тренировок?
- Там было неплохо, даже видеомагнитофон имелся – супер! Можно и домой не ездить. Играли в настольный теннис и бильярд.
Турниры проводили между собой?
- Все было: и турниры, и под стол залезть прокукарекать могли.
Кто был чемпионом?
- Мы со стариками соревновались. Для нас было счастье загнать их под стол.
Как еще развлекались?
- Шутили часто, бывало, что шнурки завязывали перед тренировкой.
Что насчет суеверий?
- Перед игрой нельзя бриться и шить. Если непосредственно перед тем, как уже выходить на матч, рвался шнурок – это была проблема. Я еще молодой, не знал всего этого, думал, старики меня там сожрут.
И как быть тогда?
- Ну, что, извините, я же не знал. Берешь шнурок и завязываешь порванные части. А тогда даже домой брали, чтобы зашить.
С кем были основные битвы на льду?
- В высшей лиге со всеми командами рубились. В ЦСКА тогда играли Фетисов, Ларионов, Крутиков, в «Спартаке» – Мышкин. У нас ведь была молодая команда, самолюбивая. Сражались от начала и до конца.
А как же дерби?
- Вот настоящие зарубы были с рижским «Динамо». В то время динамовская система относилась к пограничникам. И каждое лето проходил турнир четырех – Москва, Рига, Минск и Харьков.
До драк не доходило?
- Как это не доходило?! Конечно, были.
И кто в «Динамо» любил больше других помахать кулаками?
- У нас – я. Мне вообще нравится силовой хоккей. Поэтому встретить кого-то у борта или в центре поля – одно удовольствие.
Болельщики ходили на матчи?
- Билетов до игры уже не было в продаже, но все равно возле касс собиралась очередь. Точную цену не помню, может где-то 1 рубль 50 копеек… В высшей лиге собирали полный Дворец.
И как поддерживали команду?
- Того, что есть у болельщиков сейчас – флаги, баннеры и т.д. – тогда не было. Кричали просто «Ди-на-мо, Ди-на-мо!», но зато бурно.
Куда подались после «Динамо»?
- Уехал в гродненский «Неман», потом в Чехию, затем в Новокузнецк. По возвращению из «Металлурга» сыграл где-то пять игр за «Юность», и на этом моя карьера игрока закончилась.
Потом на тренерскую работу?
- Нет, только спустя лет десять.
Почему такой длительный «отпуск» взяли?
- Была молодая семья, дети. Нужно же как-то их кормить.
И вот сейчас вы снова вернулись в любимый вид спорта.
- У нас была Ночная лига. Собирали как-то ветеранов белорусского хоккея на турнир в Астане. Ну, вот мы и поехали туда. Заняли там второе место, уступив хозяевам. Там я познакомился с Дмитрием Мельником (прим. – в настоящее время начальник команды «Динамо-Молодечно»). Мы с ним переговорили. Он предложил пойти работать в СДЮШОР, так я там десять лет и отработал.
А в «Динамо-Молодечно» как попали?
- Я узнал, что создается такая команда. У меня были свои воспитанники, предложил их Дмитрию Михайловичу. А он перезванивает и спрашивает, мол, не хочу ли я поработать – согласился, конечно.